Главная
О фирме
Форум
Ссылки
Новости сайта
Статьи
Документы
Тексты

О бухгалтерском учете лицензий


Автор: Ярослав Кулибаба (inf-real@spacenet.ru)
Дата публикации: 05/03/2005
Категория: Статьи

Версия для печати

 

О бухгалтерском учете лицензий

В соответствии с законодательством РФ, на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности организация обязана получить лицензию. Эти виды деятельности называются лицензируемыми. К таким видам относятся, например, аудиторская, оценочная, туроператорская и другие виды деятельности. Определение лицензии дано в  ст.2 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензия выдается на определенный срок, который не может быть меньше 5 лет. Для получения лицензии организация обязана подготовить и передать в уполномоченный государственный лицензирующий орган пакет документов, а также уплатить в соответствующий бюджет лицензионные сборы.

Согласно ст.15 упомянутого закона, за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб., за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб. Следует отметить, что для отдельных видов деятельности федеральными или региональными законами могут быть установлены иные ставки лицензионных сборов. Помимо оплаты собственно лицензионных сборов, организациям зачастую приходится оплачивать услуги различных коммерческих структур по экспертизе, подготовке документов и т.п.

Каким образом организация должна учитывать все эти расходы в бухгалтерском учете?  В настоящее время повсеместно рекомендуется отражать суммы сборов и всех расходов, связанных с получением лицензии, по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов". В течение срока действия лицензии, учтенные на сч.97 расходы, равномерно списываются в дебет счетов общехозяйственных расходов (сч.26) или расходов на продажу (сч.44).

Однако, правомерность общепринятого способа учета не обоснована. Учет стоимости лицензий на сч.97 сложился под влиянием многочисленных разъяснений налоговых органов. Очевидно, что давая подобные разъяснения, налоговые органы выходили за пределы своей компетенции. Нормативными документами способ бухгалтерского учета расходов, связанных с получением лицензий, не регламентирован.

По мнению автора, общепринятый способ учета стоимости лицензии не соответствует принципам бухгалтерского учета.

Согласно п.2 ст.8 НК РФ, сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Отсюда следует, что лицензионные сборы представляют собой расходы на оплату юридических услуг лицензирующих органов. Еще раз подчеркнем, что оплата сборов не является покупкой какого-то права или иного актива. Это обычная оплата юридических услуг.

Налоговые органы в своих разъяснениях по учету стоимости лицензий апеллируют к содержанию п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина РФ № 34н), согласно которому затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.  Однако, в этом случае остается неясным критерий, в соответствии с которым затраты отчетного периода следует считать относящимися к будущим периодам, а не к текущему. Из того факта, что организация вынуждена один раз в пять лет оплачивать услуги государственных органов, никоим образом не следует вывод о том, что какая-то часть этой оплаты имеет отношение к будущим событиям.

Некоторые аудиторы находят обоснование учета лицензионных сборов на сч.97 в содержании п.19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н) в соответствии с которым, в том случае, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.

Однако, по нашему мнению, лицензия, как и любой другой документ, обуславливает получение доходов в той же мере, в какой свидетельство о браке обуславливает рождение детей. А уплата лицензионных сборов (как и уплата любых других налогов и сборов) является выполнением обязательств перед государством и поэтому, безусловно, косвенно связана с перспективами получения доходов, однако, ни в малейшей степени не обуславливает их получение.        

Объективный критерий "обусловленности" доходов расходами приведен в  Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ 29.12.97 г.). Концепция не является нормативным документом, однако в ней сформулированы общие принципы бухгалтерского учета, применяемые в странах с рыночной экономикой.

Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

а) использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

б) обменен на другой объект имущества;

в) использован для погашения кредиторской задолженности;

г) распределен между собственниками организации.

Очевидно, что расходы по оплате лицензионных сборов не удовлетворяют ни одному из перечисленных условий, поэтому они не могут учитываться в составе имущества (активов) организации. Учет стоимости лицензии на сч.97 приводит к появлению в балансе фиктивных активов, которые активами не являются. Такой способ учета приводит к искажению структуры баланса, что отрицательно сказывается на достоверности бухгалтерской отчетности. Кроме того, он прямо противоречит требованию осмотрительности (п.7 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", согласно которому при формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены.

Согласно п.19 ПБУ 10/99, расходы признаются в отчетном периоде в том случае, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов. Поэтому оплату лицензионных сборов и прочие расходы, связанные с получением лицензии, следует отражать в текущем периоде, а не в составе расходов будущих периодов.  

Ярослав Кулибаба
Генеральный директор ООО "РЕАЛ-АУДИТ"
тел. (095)264-7450, inf-real@spacenet.ru
 


Статьи по теме:
  страницы: 1

система публикаций: Sanitarium WebLoG