Главная
О фирме
Форум
Ссылки
Новости сайта
Статьи
Документы
Тексты

ритуальное бюро

О прямом способе начисления НДС


Автор: Ярослав Кулибаба (inf-real@spacenet.ru)
Дата публикации: 25/02/2005
Категория: Статьи

Версия для печати

 

О прямом способе начисления НДС

Налогообложение добавленной стоимости, исходя из ее экономического содержания, возможно двумя способами: прямым и зачетным. При прямом способе налогом облагаются составляющие добавленную стоимость элементы: расходы на заработную плату, взносы в социальные фонды (ЕСН) и другие налоги, относимые на себестоимость, а также амортизационные отчисления, прочие расходы и суммы прибыли, закладываемой в цену продукции (товаров, работ, услуг).

При зачетном способе добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на расходы. Такая схема налогообложения основана на отдельном учете сумм налога, уплаченных поставщикам, и сумм налога, полученных от покупателей. Разница между этими двумя суммами, полученными и уплаченными налогоплательщиком за налоговый период, подлежит перечислению в бюджет.

По ряду причин с момента введения НДС в 1992 г., в России применяется зачетная схема (способ) определения налога (Закон РФ от 06.12.91 № 1992-I "О налоге на добавленную стоимость"). В настоящее время совершенно ясно, что в специфических условиях российской экономики зачетная схема взимания НДС завела в тупик. Сам налог полностью утратил экономический смысл, а глава 21 Налогового кодекса (введенная в 2001 г.) представляет собой пример бессвязного изложения плохо сформулированных правовых норм.

Коренным недостатком зачетной схемы является зависимость налоговых обязательств организации не от финансовых результатов деятельности, а от действий контрагентов. Поэтому каждая организация вынуждена нести значительные расходы на внутренний контроль оформления получаемых от поставщиков материальных ресурсов счетов-фактур по "входящему" НДС. А основой реальной методики налоговых проверок стали мелочные придирки к оформлению счетов-фактур по вычетам, что приводит к бессмысленным арбитражным процессам. Фактически сумма налога стала зависеть от качества оформления документов, а не от результатов работы организации. 

При этом суммарные расходы (которые, по сути являются расходами на администрирование НДС, переложенными на налогоплательщиков) на оформление счетов-фактур по реализации и авансам, накопление и хранение бесчисленных томов выданных и полученных счетов-фактур в журналах учета, на ведение книг продаж и покупок в масштабах всей российской экономики огромны. Если учесть, что за год предприятиями России оформляется 15 миллиардов (!) счетов-фактур, то по самым приблизительным оценкам, непроизводительные расходы предприятий на администрирование НДС составляют не менее 7-8 млрд. долларов США в год.
 

Дальнейшее развитие этой затратной системы не имеет смысла. Выдвигаемые в настоящее время Минфином РФ инициативы по администрированию налога сводятся к получению от организаций дополнительной информации в форме реестров счетов-фактур и т.п., и, следовательно, к очередному резкому росту расходов организаций и бюджета. Предлагаемые меры имеют заведомо отрицательную экономическую эффективность.

По нашему мнению, единственным выходом из налогового тупика является отказ от зачетной схемы и переход на прямой способ расчета добавленной стоимости и, соответственно, НДС.

 Переход на прямой способ начисления НДС позволит резко сократить расходы на администрирования налога и исключит возникновение конфликтных ситуаций, приводящих к бесчисленным и бессмысленным судебным разбирательствам. При этом начисление НДС будет прямо связано с начислением других налогов (ЕСН, налогом на прибыль). Поэтому для камеральной проверки налоговых деклараций не потребуется никаких дополнительных документов.

 Для оценки возможности применения прямого способа начисления НДС воспользуемся итоговыми данными отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2003 г. (http://www.minfin.ru/ispcons/ispcons03.htm).

Согласно упомянутого отчета, поступления от налогов за 2003 г. составили:

 - Налог на прибыль - 526 547 105 тыс. руб.

 - Единый социальный налог - 364 593 762 тыс. руб.

 - Налог на добавленную стоимость - 882 063 526 тыс. руб.

Отсюда суммарную прибыль с учетом ставки 24% можно оценить в 2 193 946 271 тыс. руб. Суммарный ФОТ (с учетом ставки ЕСН в 21.6%) можно оценить в 1 687 934 083 тыс. руб., поэтому суммарный ФОТ с социальными начислениями (35.6%) составит 2 288 838 617 тыс. руб. Всего получаем 4 482 784 888 тыс. руб. потенциальной налоговой базы.

Сумма поступившего в консолидированный бюджет НДС может быть получена от этой налоговой базы при ставке менее 20% (19.7%). Напомним, что в 2003 г. действовала общая ставка НДС 20% и льготная ставка 10% по ограниченному перечню товаров.

Естественно, приведенные нами оценки являются весьма приблизительными. Мы не учли экспортеров, применяющих нулевую ставку НДС, а также организации, перешедшие на УСН и использующие освобождение по ст.145 НК. Однако, с другой стороны, за отсутствием данных в потенциальную налоговую базу не были включены значительные суммы амортизации. В целом, как и следовало ожидать, проведенные оценки подтвердили, что применение прямого способа расчета НДС не приведет к значительным потерям для бюджета. Но при этом будет значительно эффективней с точки зрения расходов на его администрирование. 

 Ярослав Кулибаба
ООО "РЕАЛ-АУДИТ" (Москва)
E-mail: inf-real@spacenet.ru
Телефон (095) 264-7450.


Статьи по теме:
  страницы: 1

система публикаций: Sanitarium WebLoG