Главная
О фирме
Форум
Ссылки
Новости сайта
Статьи
Документы
Тексты

Проблемы реализации принципа справедливости в налоговом праве Российской


Автор: Евгения Ставицкая (inf-real@spacenet.ru)
Дата публикации: 23/12/2005
Категория: Статьи

Версия для печати

 

Проблемы реализации принципа справедливости в налоговом праве Российской Федерации

Одной из основ построения правовой системы современной России является признание в качестве ее базы общечеловеческих ценностей. Налоговое право – часть системы, и оно также должно базироваться на принципах демократии, социальной справедливости. Само появление и развитие налогового права связано с демократизацией общества, с идеей правового государства.

Для толкования термина «справедливость» обратимся к словарям. С.И.Ожегов дает следующее определение: «Справедливый – 1.Направленный на осуществление правильных, насущных задач. 2. Истинный, правильный».[1] Энциклопедический словарь трактует данное понятие как «категорию морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека»[2].

Действительно, понятие справедливости, правильности претерпевает изменения в сознании людей с течением времени.Русский исследователь-финансист П.П.Гензель отмечал, что «…у народов древности податная система есть только признак рабства или проявление крайнего деспотизма….В древнем мире не было финансового права…..Тогда знали финансовое насилие…Финансовые органы того времени можно было поставить в один ряд с военным ведомством: военное ведомство грабило другие страны, финансовое – собственный народ»[3].

В древнеегипетской экономике налог устанавливался в виде фиксированных платежей в зависимости от имеющегося количества земли, скота, посадок и пр. Агенты по сбору податей были практически бесконтрольны в своей деятельности, высшие чиновники требовали лишь обязательного выполнения нормы сбора. Многочисленные подати разоряли земледельцев. Тем не менее, даже в древних документах по сбору налогов можно найти некоторые «зачатки» справедливости налогообложения. Например, в древнеегипетском «Податном уставе Птолемея Филадельфа» предусмотрены штрафы, взимаемые со сборщиков налогов за нарушение процедуры сбора податей: «….Откупщики должны взимать с лиц, подлежащих обложению, все (налоги) в соответствии с законами. Если же что-нибудь сделают вопреки предписанному, то уплатят в царскую казну 3 таланта….»[4]. Данный документ предусматривал также возможность обращения в суд для восстановления справедливости.

Изучение сохранившихся документов позволяет судить о финансовой базе Древней Греции. Во времена Солона (VI в. До н.э.) была установлена шкала постоянного подоходного налога с учетом размера имущества. Литургия (денежная повинность) была значительна, ее несли лишь состоятельные граждане. Налоговая система Древнего Рима развивалась своим путем. Ценз(census) – определение сумм налога для гражданина в зависимости от имущественного состояния, его семейного положения – устанавливался один раз в 5 лет специальными чиновниками высокого ранга – цензорами.

Тем не менее, практика увеличения налогов, особенно во времена войн, экономических и иных кризисов сохранялась повсеместно.

Документы предвизантийского периода свидетельствуют о том, что изобретательности в области налогообложения не было пределов. Так, например, устанавливались сборы за взвешивание, снабжение продуктами питания, охранный налог, налог на строившиеся суда, даже «локтевой налог» - за контрольное измерение тканей. Примеры можно продолжать. Это, так называемые, регулярные налоги. Не меньший страх нагоняли и чрезвычайные налоги, называемые «обременение» - они могли быть введены при необходимости, например, строительства флота, военных действий и пр. Особенным остроумием отличился, например, Луциний, римский наместник в Древней Галии, разделивший год на 14 месяцев, чтобы чаще собирать налог.

Социально-экономическая история Византии – сплошные сетования на налоговый пресс. Об этом свидетельствуют высказывания епископов того времени. Митрополит Феофилакт Охридский написал в 1100 г., что жители одной из деревень его епархии по причинам налогового гнета покидают свою родину, чтобы найти убежище в дремучих лесах и, таясь от всех, жить там. Афинский епископ в 1200 г. обращался к самому императору: «Наша афинская епархия, население которой вот уже какое-то время покидает родину из-за налогов, непрерывно взимаемых один за другим, подвергается опасности превратиться в….скифскую пустыню, до такой степени давят нас налоги».

В средние века государства, власти были озабочены лишь пополнением казны, не сопоставляя возможности населения по уплате налогов со своими потребностями. Справедливость понималась в те времена как поддержание материального состояния на должном уровне вне зависимости от способов, которыми это состояние будет достигнуто.

Проблемы, связанные с налогообложением в средние века, достаточно четко обрисованы в жалобе одного флорентийского рабочего: «Вы, господа приоры Флоренции! Вам нужно что-то сделать с налогами, которые приходится платить беднякам города Флоренции….Если вы ничего не предпримете, то обнаружите, что никто в городе не в состоянии выполнить все ваши требования. Если вы не умерите свои займы и особые повинности, народ взбунтуется, потому что здесь царит великая нужда…..».

Осмысливая существующую экономическую систему, многие философы, просветители высказывали идеи о соразмерности налогов доходам граждан, о необходимости разумного, справедливого взимания платежей в доход государства.

Ø     Шарль Луи Монтескье (1689-1755), французский просветитель:
«Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им».

Ø     Сисмонд де-Сисмонди (1773-1842), швейцарский экономист и историк:
«В каждом доходе всегда есть часть, которая должна оставаться неприкосновенной, которую фиск не может затронуть без того, чтобы не сохранить объекты обложения и лишиться в будущем своих ресурсов».

Ø     Томас Гоббс (1588-1679), английский философ:
«К равной справедливости относится также равномерное налогообложение, равенство которого зависит не от равенства богатства, а от равенства долга всякого человека государству за свою защиту».

Ø     Луи шевалье де Жокур (1704-1779), французский просветитель:
«Произвольный поголовный налог больше всякого другого соответствует рабству. Пропорциональный налог соответствует справедливости».

Ø     Поль Анри Гольбах (1723-1789), французский философ:
«Слишком большие налоги на предметы первой необходимости превращают большинство подданных в нарушителей законов, и государство совершенно лишается тех средств, на которые рассчитывала его жадность».

Ø     Дени Дидро (1713-1784), французский философ:
«Государь, взимающий со своих подданных несправедливые налоги, рискует остаться либо без налогов, либо без подданных».

Адам Смит (1723-1790), шотландский экономист и философ, сформулировал 4 принципа, которым должны удовлетворять все налоги – справедливость, определенность, удобство, эффективность. Первый принцип – справедливость – сформулирован А.Смитом так: «Подданные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно точнее пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщика»[5]. Он считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с разными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов. Пропорциональность соответствовала существовавшим во времена А.Смита социально-экономическим условиям.

В настоящее время ни Конституция Российской Федерации, ни Налоговый Кодекс Российской Федерации не содержат прямого требования о соблюдении принципа справедливости при установлении налогов и сборов. Безусловно, в науке отсутствует единое представление о том, что же относится к принципу справедливости налогообложения, и поэтому само нормативное определение данного принципа является довольно сложным. Но определение необходимо, так как по сути право должно быть справедливым: «Aequum et bonum est lex legum»[6]. Алексеев С.С. в своей работе[7] отмечает, что «решающим постулатом, определяющим сам феномен права остается воплощение в правовой материи, во всех ее подразделениях требования справедливости, равной меры и равного юридического подхода, которые в юридической области трансформируются в важнейшее правовое начало – необходимость в равновесности, а отсюда – справедливого права и справедливого его торжества в практических делах – правосудия».

Рассматривая принцип справедливости налогообложения с юридической точки зрения, следует отметить мнение В.С.Нерсесянца, который указывает, что «справедливость – внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). Справедливость воплощает и выражает общезначимую, одинаковую и равную для всех правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую и формально-равную для всех правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы»[8].

Следовательно, с точки зрения юридической науки справедливость рассматривается прежде всего как обеспечение условий формального равенства всех участников налоговых правоотношений. С экономической точки зрения, принцип справедливости предполагает еще и учет реальной способности субъекта к уплате налога.

Соответственно, для обеспечения гармоничного сочетания интересов различных участников налоговых правоотношений, важнейшей задачей налоговой политики является унификация экономической и юридической составляющей данного принципа и нормативное закрепление его в актах законодательства.

В этой связи абсолютно справедливо мнение В.А.Кашина, который отмечает, что «налоговое право в демократическом обществе следует определять как совокупность налоговых норм и правил, основанных на признании принципов справедливости налогообложения и сбалансированности прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков»[9]. Здесь же автор отмечает, что «в странах Запада эти два основополагающих принципа не просто гарантируются, но так встроены в общую систему государственных и правовых отношений, что отступления от них практически невозможны. Если правительства вносят налоговые законопроекты, не соответствующие представлениям о справедливости распределения налогового бремени, то эти законопроекты не просто отвергаются, но часто одновременно отправляется в отставку и само правительство, рискнувшее внести такие предложения». То есть от характера, степени разработанности и принятия актов законодательства о налогах и сборах и соответствия их принципам справедливости и соразмерности напрямую зависит «политическое благополучие» органов власти демократически ориентированных правовых систем.

Устанавливая принцип справедливости налоговой системы, в законодательстве о налогах и сборах важно установить те необходимые ориентиры, которые служили бы законодателям и правоприменителям в качестве ориентиров при разработке налоговой политики и ее реализации посредством правового регулирования. В действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации принцип справедливости налогообложения отражения не нашел, хотя, по мнению А.В.Брызгалина, данный принцип «несмотря на ожесточенные споры по поводу его сути и содержания, вот уже в течение двухсот лет является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения»[10]. Не упоминается данный принцип и в Конституции Российской Федерации.

Затрагивая проблемы справедливости налогообложения, отдельные авторы указывают, что «справедливая налоговая система – идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна из стран мира»[11].

Тем не менее, во время реализации административной реформы, реформирования бухгалтерского и налогового учета в соответствии с требованиями Международных Стандартов Финансовой Отчетности данному принципу должно быть уделено должное внимание. Чтобы построить налоговую политику в соответствии с данным принципом, законодателям необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о закреплении принципа справедливости не только в Налоговом кодексе Российской Федерации, но и в Конституции Российской Федерации.

Немецкие государствоведы, рассматривая вопросы конституционно-правового регулирования налоговых отношений, отмечают, что налоговое обложение открывает государству такие источники финансирования, как частная собственность, личный доход и индивидуальный спрос, обеспечивает дистанцию между государством и его банкиром за счет не зависящего от государственных обязательств обложения налогами, а также гарантирует поступление доходов, не связанных целевым назначением. Такая специфика налогообложения, в отличие от практики встречных обязательств и программ финансирования, ставит перед государственным правом задачу предостеречь налоговую политику от неумеренности и обязать ее придерживаться соразмерности во избежание произвола. В этих целях на высшем правовом уровне закрепляются правовые принципы, носящие безусловный характер и обязательны для всех без исключения членов общества.

Обладая высшей юридической силой, Конституция придает принципам, сформулированным в ней, как бы «надзаконный», неоспоримый характер[12]. Их огромное значение для законодательной и правоприменительной практики, а также то, что «они служат воплощению и защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, начал федерализма, позволяет говорить об их «надзаконном назначении»[13]. Таким образом, достигается эффект «пронизывания», то есть конституционные принципы являются своеобразными стержнями, на которых базируются и которым должны соответствовать все нормативные правовые акты. Это относится и к принципам налогообложения, которые по своей сути являются гарантиями соответствующей направленности налоговой политики и определяют характер правового регулирования налоговых отношений.

Рассматривая реализацию принципа справедливости в отношении налогового законодательства Российской Федерации, следует обратить внимание на следующие вопросы:

Ø                Установление налогов исходя из фактической способности их уплачивать. При этом законодательство о налогах и сборах должно гарантировать нераспространение обязанности по уплате налогов на определенный гарантируемый размер денежных средств, находящихся в собственности налогоплательщика. Более того, сумма налогов, подлежащих уплате, должна быть соразмерной, т.е.должна обеспечивать право налогоплательщика на достойную жизнь и свободное развитие – ultra posse nemo obligatur [14].

Ø                Создание наиболее выгодных или облегченных условий налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков путем применения налоговых льгот и специальных режимов налогообложения. Льготы рассматриваются в юридической науке как один из основных признаков справедливой налоговой системы.

Принципы построения бюджетной и налоговой политик государства на началах перераспределения налоговых платежей между налогоплательщиками с разными возможностями действуют во многих развитых странах. Выработка направлений любого реформирования системы налогообложения должна происходить с учетом того, что налогоплательщики обладают разными возможностями нести налоговое бремя (например, крупные промышленные холдинги и малые предприятия).Кроме того, следует учитывать возможности вновь созданных предприятий по сравнению с предприятиями, функционирующими несколько лет. Чем подробнее и тщательнее будет проведена дифференциация плательщиков налогов и режимов налогообложения для них, тем справедливее в этой части будет налогообложение.

Евгения Ставицкая
ЗАО "НТВ Аудит и консалтинг",
руководитель отдела бухгалтерского сопровождения,
аспирантка МФЮА

[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1960.

[2] Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1984.

[3] Гензель П.П. Очерки по истории финансов. Вып.1. М., 1913.

[4] Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П.Каллистова. – М.: Мысль, 1964.

[5] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

[6] Справедливость и благо есть закон законов (лат.)

[7] Алексеев С.С. Право: Азбука – Теория – Философия. Опыт комплексного исследования - М.: Статут, 1999.

[8] Юридическая энциклопедия. – М.: Юристъ, 2002.

[9] Кашин В.А. Налоговая доктрина и налоговое право // СПС «Консультант Плюс.

[10] Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В.Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 1998.

[11] Там же

[12] Государственное право Германии. В 2 т. – М.: Ин-т государства и Права РАН, 1994.

[13] Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство. – М.: ФБК-Пресс, 1998.

[14] Никого нельзя обязать сверх его возможностей (лат.)



Статьи по теме:
  страницы: 1

система публикаций: Sanitarium WebLoG